Фанфикшен. Слово в поддержку молодых графоманов.

Фанфикшен набирает обороты. В сети он обосновался прочно, что одних (главным образом фанов) радует, а других бесит. Так, на одном из сайтов написано следующее: «В российской традиции фанфикшен принято считать крайне низкосортным литературным жанром, писание фанфикшенов — презренным занятием, не стоящим затраченного времени, а писателей фанфикшенов — несчастными графоманами».

У тех, кого обилие фанфиков бесит, главным аргументом против «графоманства» обычно выступает яростное осуждение «бездарностей, пишущих для себя». Не думаю, что классики литературы, если б их молодость протекала в наше время, смогли бы обойти жанр фанфикшена. Так уж повелось, что взрослые со своей пресловутой планкой, начинают приглядываться к творчеству ребенка, подростка, молодого человека только тогда, когда им приносят нечто похожее, как минимум, на мировой шедевр. Увы… Некоторые довольно одаренные юные авторы лепят «бездарность» просто потому что не нащупали еще свой стиль.

Их, как Остапа, «несет» и заносит! И проступают в слэшах, как на ладони, эгоцентризм, компенсаторика, эксперименты с собственной идентичностью и сексуальностью… «годы молодые, поиски себя». Читая это, постороннему человеку, не фану, становится подчас как-то неловко, как будто он ошибся душевой кабинкой. Но момент истинной бездарности как раз в обратном — в окаменелости, чопорности, невозможности раскрыться, в неумении удивить самого себя. К сожалению, это распространенная черта взрослых графоманов. Автору тоже скучно знать наперед всё, что случится в книге, и этой скукой на читателя веет с первых страниц четко структурированного постного опуса. Чаще всего такие «взрослые» графоманские творения идут с уклоном в нравственность, смысл жизни… так что и смысл жизни теряешь к концу повествования, и автора хочешь убить за непреднамеренное изнасилование мозга.

Взрослые чаще всего уходят в структурирование текста с головой, по дороге теряя крохи сути. Если у детей фанфик смотрится как до-развитие, то у взрослых графоманство выглядит как недоразвитость. Но я не берусь сравнивать любительские попытки с подлинной литературой, в которой авторское право принято оспаривать.

Думаю, молодым надо отдать должное: они искренни, они учатся быть самими собой, примеряя чужие роли. По их произведениям можно судить об их взрослении. Сегодня он восхищается своим детищем, через год сожжет его или будет умиляться до конца дней. Для каждой активно развивающейся личности характерна диспропорция объемов мусорной корзины и избранного (последнее занимает совсем маленькую часть креатива).

Родителям: вы не сможете быть всецело беспристрастны. Самая распространенная тенденция в оценке творения своего дитяти — всепоглощающее восхищение. Другая тенденция — упомянутая повышенная критичность. Иногда — колебания и терзания в желании определиться — хвалить или ругать. Правильнее все-таки всегда искать выход на широкую аудиторию и начинать лучше с ровесников автора. И это будет не только хорошая критика, но и диагностика. Неурядицы в семье, невнимание взрослых, неврозы, депрессия, страхи, в общем, все то, что лицом к лицу не увидать бывает, проявляется как на рентгене. В каких-то образах вы вполне можете узнать и самих себя (если хватит мужества). Очень часто дети грешат супергероями. К ним всегда стоит внимательно присмотреться, — это внутренний автопортрет, который сам вам нарисовался, практически без цензуры.

Сейчас много внимания уделяют арт-терапии, а фанфикшен, по-моему, такое благодатное поле, которое отбрасывать никак нельзя, особенно психологам. Ведь фанфикшен можно рассматривать как вариант сказкотерапии. И, заметьте, для увлеченного молодого человека это будет более приемлемым самовыражением, чем написание сказки с нейтральными для него персонажами.