Новая эра объёмного видео.

Все прекрасно знают, о существовании 3D технологий. Всё больше и больше открывается кинотеатров, где вы можете ознакомиться с некоторыми уже ставшими привычными и новыми технологиями, и насладиться просмотром фильма. Да и что говорить о кинотеатрах, сейчас нам представилась возможность иметь это все дома, многие производители уже начали серийный выпуск трёхмерных телевизионных панелей Full HD 3D. Давайте рассмотрим более подробно, что же представляет собой столь известная технология.

Для просмотра фильма в таком формате необходимы специальные 3D очки. Лет так тридцать назад появились первые стереокинозалы. Кто имел возможность посетить подобного вида кинозал, помнит, что при входе выдавались очки, стёкла которых были разными, одно синим, а второе красным. Это способствовало просмотру объёмного кинофильма, так как эти разноцветные стёкла являлись самыми простейшими фильтрами, благодаря которым происходило разделение картинки для каждого глаза. Этот метод называется – АНАГЛИФ, в реализации он прост, но качество, увы, было не наилучшим.

В 60-х годах канадской компанией была разработана технология IMAX, совершенствуясь, в наше время технология IMAX 3D стала настоящим прорывом в области объемного кино. Здесь уже используется два мощнейших пленочных проектора (ширина 70 мм), которые в свою очередь и проектируют на экран изображения для каждого глаза отдельно. Применяется один проектор, который создает горизонтальную, а второй вертикальную поляризацию света, чтобы картинка в свою очередь была разделена и реальна. Для просмотра такого кинофильма используются 3D очки, у которых правое и левое стекло пропускает только исключительно свой поляризованный свет, благодаря чему мы видим один и тот же предмет, но под разными углами, что и дает возможность видеть объемное изображение.

У технологии IMAX 3D есть свои недостатки и достоинства, достоинства заключаются в том, что на большом экране возможна организация яркого изображения, недостаток – линейная поляризация, это значит, что если смотреть лежа (дома) или наклонив голову, то объемное изображение может пропасть, или же потеряться яркость.

Не так давно появилась новая, трехмерная кинотехнология ReaID, кардинально отличающаяся от IMAX 3D.

В этом случае используется всего лишь один проектор, который с большой частотой проецирует кадры для каждого глаза, поляризация кадров – круговая, а не линейная. Естественно используются и другие очки, стекла которых принимают разную круговую поляризацию. Для этой технологии наклон головы, или изменение положения не влияет на качество изображения, она лучше, качественнее и достовернее передает трёхмерное изображение, потому что ее структура светового потока более приближена к настоящему свету. Но использование одного проектора и сложного поляризатора привело к единственному минусу, качество изображения немного хуже, чем у IMAX 3D, потому ReaID применяется только в небольших кинозалах.

Что же касается домашних телевизоров с трехмерным изображением? После долгих разработок, нашлось и решение проблемы полноценного HD 3D изображения с расширением в 1080 точек по вертикали. Как ранее уже отмечалось, кадры нужно показывать поочередно для каждого глаза, и восприятие организовать так, что бы в нужный момент один глаз видел нужный кадр, а другой глаз не видел ничего, и наоборот. Если рассмотреть обычный телевизор Full HD и применить такой режим на нем, то полноценный кадр мы сможем видеть 25 раз в секунду, из-за чего возникает довольно заметное мерцание и стробоскопический эффект. В этом режиме телевизор смотреть не только не очень комфортно, но еще и вредно для здоровья.

Эксперименты показали, что смотреть Full HD 3D видео на обычном телевизоре Full HD нельзя. Последствующие исследования доказали, что минимальной частота воспроизведения стереопар, для каждого кадра должна быть не меньше 60 раз в секунду. Лишь только при этой частоте не возникает стробоскопический раздражающий эффект. Поэму телевизор или же проектор обязан обеспечить воспроизведение 120 различных кадров в секунду, учитывая, что каждый из них еще должен иметь полновесное расширение в 1920х1080 точек. Первая проблема заключалась в том, что для обеспечения частоты в 120 Гц необходимы очень впечатляющие характеристики отклика 1пиксела матрицы. Если для режима 2D это не столь важно, то для объёмного изображения наоборот, иначе кадры будут перекрываться, а границы объектов будут размыты.

Учитывая все это, для Full HD 3D видео лучше всего подходят плазменные панели, потому что время отклика в них довольно велико. Но спад свечения ячеек был достаточно затянут, и после ряда доработок, время гашения плазменной ячейки было доведено до минимума. Впоследствии эта технология реализована в таких плазменных панелях как, например, NeoPDP компании Panasonic.

До окончательного усовершенствования 3D технологий, разработчиков ждал еще ряд проблем. Например, возможность передач цифрового потока 120 HD кадров в секунду от устройства воспроизведения непосредственно к телевизору. Интерфейс HDMI версии 1.3 с этим не справлялся. Поэтому для Full HD 3D телевизоров необходимо уже использование HDMI версии 1.4 или же сдвоенный DVI. Помимо всего этого Blu-ray плеер также обязан иметь двухканальную систему считывания информации с носителя и, конечно же, иметь соответствующий интерфейс.

Естественно необходимы и 3D очки, но они уже не пассивные, с поляризационным световым фильтром, а активные, так же использующие поляризационный эффект, однако несколько отличающиеся своим устройством. Встроенный в них микрочип способствует затемнению стёкол-фильтров по очереди, с появлением нужного кадра на экране. Для этого используется беспроводная синхронизационная система, связанная с телевизором.

Существует еще и «безочковое» направление 3D телевизоров, но здесь, ни о каком Full HD изображении речь идти не может, используется лишь принцип разделения одного кадра на два полукадра стереопары. Достоинством этого направления является отсутствие очков, а вот недостатком – низкое разрешение и, конечно же, узкий сектор объёмного эффекта.