19 сентября родился самый веселый и жизнерадостный символ Интернета – его улыбчивый смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто стыдно. Но сейчас, когда Вы читаете эту статью, праздник уже давно прошел, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети…
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно. За 40 лет, которые прошли с момента появления «старейшины» рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков.
Цитата
«Никогда еще в истории человечества и искусства не было ни одного творения, которое бы, распространившись столь широко, приносило столько счастья, радости и удовольствия. Не было ничего, сделанного так просто, но ставшего понятным всем».
Харви Бэлл
Итак, перенесемся в Америку начала 60-х. Если верить интернет-журналу «Мембрана», именно в это серьезное время в одном серьезном месте к появлению символа веселья привела, как ни странно, вполне серьезная вещь. А именно – слияние двух крупных страховых компаний. Роды нового страхового гиганта были трудными, и поэтому сотрудники фирм приуныли. Что, конечно же, не замедлило сказаться на продуктивности работы, которая катастрофически снижалась. И вот, дабы заставить своих сотрудников не извергать на клиентов скорбь и пессимизм, а вовсе даже наоборот – мило им улыбаться, руководство новорожденной State Mutual Life Assurance Cos. of America решило провести среди них нечто вроде рекламной кампании с целью разрекламировать хорошее настроение. Нарисовать символ для акции в декабре 1963 года предложили художнику Харви Бэллу. За 10 минут и $45 Харви Бэлл создал простенькую желтую задорно улыбающуюся рожицу, из которой сделали значок, прикрепили сзади булавку и раздали сотрудникам и клиентам компании. С сияния на груди у страховых агентов и ими застрахованных клиентов начал свой путь первый смайл, пока еще только оффлайновый и не электронный.
Коронное шествие Мистера Улыбки по миру началось в 70-х после того, как для него был придуман соответствующий лозунг – Have a Happy Day («Счастливого дня»). Желтые рожицы «засветились» на футболках, рюкзаках, карандашах… Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всём, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Бэлл не стал регистрировать свое авторское право. По словам его сына Чарльза Бэлла, он любил повторять: «Эй, я могу одновременно есть только один бифштекс и не могу одновременно управлять несколькими автомобилями».
Другие, однако, не были столь бескорыстны. В 1971 году некто Франклин Лоуфрани, француз и предприниматель, предпринял попытку зарегистрировать смайл как свою торговую марку. Ему удалось сделать это в более чем 80-ти странах. Smiley Licensing – корпорация Лоуфрани, утверждавшего, что именно он изобрел смайл в 1968 году в Париже, начала действовать по всему миру, кроме Соединенных Штатов. Она принесла своему владельцу весомый капитал. Не ясно каким образом Лоуфрани сумел провернуть такую аферу, по-видимому, виной всему было излишнее миролюбие Харви Бэлла. Мнимых «изобретателей счастья» становилось все больше и больше. В конце концов, Бэлл запатентовал свой «авторский» смайл, куда включил собственные инициалы. Владеет оригинальным товаром компания World Smile Corporation, возглавляемая сыном Харви – Чарльзом Бэллом. Харви Бэлл определял свою миссию на Земле так – стать «международным послом счастья», именно он предложил 1 октября отмечать международный день улыбки. Последним его подарком миру стала идея использовать прибыль World Smile Corporation исключительно в благотворительных целях. Умер Харви Бэлл 12 апреля 2001 года в возрасте 79 лет.