До чего же падок автомобильный люд на яркие упаковки! Вспомните феерический Ford Focus первого поколения, почти взорвавший сознание европейцев на рубеже тысячелетий (россиян, правда, больше интересовала экономическая составляющая). Или Mazda3: в стремлении обладать этим автомобилем наши соотечественники отстаивали в очередях по 9-10 месяцев, а кто и по году. Сегодня подобная участь, похоже, уготована покупателям Nissan Qashqai. Но наиболее ярко желание быть «не таким как все» проявилось у отечественных автомобилистов около года назад, когда дилеры начали принимать заказы на новый Honda Civic. Многомесячная очередь выстроилась и за хэтчбеком, и за седаном задолго до появления «живых» экземпляров. И никого не волновало, что он дороже большинства своих одноклассников. Единственное, что на тот момент было важно — он похож не на автомобиль, а на космический корабль. Правда, седан, в отличие от суперфутуристичного хэтчбека, явно спокойнее, строже, традиционнее и воображение, признаем честно, не поражает. Но, с другой стороны: разве он скучен или, может, недостаточно оригинален? Безликих автомобилей на наших дорогах сегодня полно, только седан Honda Civic явно не из их числа. Чего стоят легкие, динамичные обводы кузова, плавные линии которого делают автомобиль похожим на перевернутую каплю! В то же время, Honda — классический семейный седан с традиционным профилем, пусть чуть более приземистым и спортивным, но похожим на черты большинства его конкурентов.
Впрочем, это снаружи, внутри он полностью повторяет стилистику хэтчбека. В общем, в оформлении интерьера Civic определенно даст фору многим, причем не только одноклассникам, но и более крупным и престижным автомобилям. Его дизайн настолько необычен, что кажется, будто перед нами прообраз кабины будущего межпланетного «странника».
Огромная, похожая на гигантский подоконник, передняя панель, с двухярусной приборной доской, «висящей в воздухе» центральной консолью, множеством кнопок и переключателей… Поначалу кажется, что разобраться во всем этом сможет только его создатель, но это не так. При более детальном изучении убеждаешься, что ничего сверхъестественного японцы нам не предложили. Все такой же круглый руль, слева — стеклоподъемники, справа — селектор КП, магнитола и климат, перед глазами шкала тахометра… Чуть ли не единственный элемент, заметно выбивающийся из традиционных принципов компоновки — цифровой, кстати, спидометр, расположенный чуть выше привычной для большинства из нас панели приборов. К нему на первых порах придется привыкать, хотя много времени у более-менее опытного водителя это не займет.
Впрочем, вернемся к салону. Элементы отделки на фоне авангардного интерьера выглядят, скажем, бледновато — например, вместо алюминия кое-где использован крашеный пластик, материал передней панели чуть жестче, чем хотелось бы, да и простенькая тканевая обивка сидений в таком интерьере, на мой взгляд, не совсем уместна. Что это — традиционные для бюджетного С-класса недоработки?..
Впрочем, общее впечатление эти досадные мелочи не портят. Тем более, если учесть, что столь смелые стилистические решения не сказались ни на эргономике, ни на комфорте пассажиров. Диапазоны регулировок позволяют не чувствовать себя стесненным ни на водительском кресле, ни на соседнем пассажирском. Вполне просторно и сзади, чему в немалой степени способствует отсутствие даже намека на привычный центральный тоннель. Тем не менее, при оценке комфорта второго ряда сидений все же стоит учесть относительно скромные размеры седана С-класса — при полностью отодвинутых передних сиденьях места там хватит аккурат для трех компактных японцев.
Но сетовать на тесноту не стоит — в противном случае и без того скромный 389-литровый багажник уменьшился бы до неприличных размеров. Он, кстати, «пострадал» не только из-за заботы о задних пассажирах — в отличие от хэтчбека, седан получил более продвинутую и сложную заднюю подвеску, что в первую очередь негативно сказывается именно на размерах грузового отсека.
Тем более, если учесть ходовые качества нового Civic, эта «жертва» напрасной уже совершенно не кажется. Претензий к автомобилю не предъявишь ни по управляемости, ни по плавности хода. Понятно, что в последнем случае до уровня бизнес-класса Honda не дотягивает, но по сравнению с конкурентами едет более чем прилично. Притом, автомобиль вполне предсказуем и адекватен желаниям водителя: отлично держит прямую, великолепно проходит повороты, не досаждая ни сильными кренами, ни псевдоспортивной жесткостью, вполне прилично отрабатывая большинство отечественных дорожных «сюрпризов». Вот она, истинная философия Honda Civic – красивый, комфортный, надежный, но отнюдь не спортивный. Мы же привыкли воспринимать эту модель как нечто агрессивное, динамичное и «горячее». Но, как и в случае с Subaru Impreza, все это применимо к «заряженной» версии Civic Type-R), но никак не к «гражданскому» седану. Если отвлечься от дизайна, то перед нами предстанет самый обычный семейный автомобиль – современный, экологичный, но местами скучный и мало чем примечательный.
В этом еще раз убеждаешься, когда речь заходит о двигателе. С одной стороны, это один из наиболее технологичных силовых агрегатов наших дней, оснащенный новейшей системой изменения фаз газораспределения и подъема клапанов i-VTEC, применяющейся и на моторах заводской команды «Формулы-1». С ее помощью, в частности, японцы сняли с 1,8 литров объема 140 л.с. при крутящем моменте в 174 Нм при 4300 оборотах. При этом соблюдены все экологические стандарты. В результате максимальная скорость авто составляет 200 км/ч, а разгон до «сотни» — чуть больше 9 секунд. Все выглядит более чем неплохо, но… только если мотор не укомплектован АКП. На поверку она оказалась весьма нерасторопной. Понятно, что наши восточные соседи в первую очередь стремились к динамическому комфорту и экономичности, но столь откровенной пассивности от машины с таким необычным футуристическим дизайном автор этих строк, мягко говоря, не ожидал. Нет, едет он ровно, прилично разгоняется при необходимости, но все это происходит чересчур спокойно, вальяжно, как бы нехотя. И «пришпорить» этого «коня» в отсутствие секвентального режима тоже, по сути, нечем… Словом, на ходу новый Honda Civic не то чтобы разочаровал или откровенно не понравился, он оказался никаким – обычным, скучным, среднестатистическим, если хотите. Чувства, которые испытываешь, осознав это, можно сравнить с глубоким недоумением или даже некоторой обидой.
Вот такой этот Civic — весьма симпатичный снаружи, по-настоящему феерический внутри, но при этом со спокойным, почти нордическим характером. Впрочем, последняя черта, повторюсь, для современных представителей С-класса, скорее, правило, чем исключение. К тому же, для большинства покупателей внешность авто куда важнее его динамических характеристик, и менее востребованным он поэтому не станет. Что же касается финансовой составляющей, то за седан в базовом исполнении Comfort (кондиционер, электроприводы стекол и зеркал, обогрев передних сидений, кожаная обивка руля и ручки КП, ABS c EBD, четыре подушки безопасности, магнитола, полноразмерная запаска) официальные дилеры сегодня просят $19 900. Комплектация Elegance с системой курсовой устойчивости обойдется уже в $21 800, а аналогичный автомобиль с «автоматом» — в $22 800. Топовое же исполнение Executive с АКП, «климатом», круизом-контролем, восемью подушками, сигнализацией, литыми колесами и более продвинутой магнитолой будет стоить $24 800. Для сравнения: три фиксированные комплектации 5-дверного хэтчбека оцениваются дилерами уже в $24 900, $25 900 и $27 300.