Вино любит темноту, прохладу, влагу.
Даже если витрина твоего любимого итальянского ресторана радует глаз арсеналом бутылок сам напиток такую обстановку вряд ли оценит. Причина:от света вино теряет аромат. А сухой воздух в помещении способствует очень быстрому высыханию корковой пробки. Результат: она неплотно прилегает, воздух проникает в бутылку и вино окисляется. Также температура играет важную роль. Она должна быть стабильной и находиться в диапазоне от 9-14 градусов. Больше всего вину нравятся старые, влажные погреба.
Старое, не значит хорошее.
Разумеется, это впечатляет, когда истинный ценитель, показывая запыленную бутылку, объявляет: Mouton Rothschild, 1980! Ага, известная марка, более 30 лет выдержки. Все роскошно, только вот год урожая посредственный. Даже если наш друг за свою бутылку Ротшильда на ярмарке коллекционеров получит около 10 000 руб., мы за меньшую сумму сможем получить вино получше да повкуснее. Настоящие профессионалы ведут книгу, где отмечают, что необходимо выпить, а что может еще полежать в заромах.
Вину, как и тебе, нужен воздух.
Не жалей денег на хрустальный декантер. Его цель — аэрация вина (насыщение кислородом). Для вин с очень длительным периодом созревания (как, например, большинство вин из Бордо) рекомендуется декантирование. Недостаток: процесс окисления необратим, иными словами, вылитую и декантер бутылку необходимо прикончить в этот же вечер. Один из самых популярных аргументов в пользу декантера — так легче отделить осадок (винный камень на дне бутылки). Но действительно ли необходимо переливать вино из оригинальной бутылки, чтобы в полной мере раскрыть его потенциал? Не всегда. Многие белые вина сразу готовы к употреблению. Большинство красных достаточно открыть за час до употребления. Действие понятно: под влиянием кислорода раскрываются многие нюансы, влияние танинов становится более мягким и гармоничным.
Лоза и регион — вопросы вкуса.
Едва найдется хоть один сорт винограда, к которому россияне относились бы столь же настороженно как к Рислингу. Все дело в порой печальных советских интерпретациях этого сорта. Но тем кто нормально переносит кислоту откроется особый вкус. Многие женщины любят Шардоне у которого есть оппозиция — АВС (расшифровывается как “все кроме Шардоне”). Например не имеет смысла в Южном Тироле требовать Шираз. Здесь пьют Лагрейн и Скьява. В последнее время в мире все более актуальна мода на автохтонные сорта винограда (те которые росли в этой местности всегда).
Если бы не эти дурацкие пробки.
Натуральная пробка — красивая штуковина. Ее недостаток в том, что она может быть инфицирована грибком. Таким образом в вино может попасть субстанция под названием ТСА. На вкус — гадость редкая! И после того, как вино откупорят, его тут же придется отправить в раковину. После малоуспешных экспериментов с пробками из искусственных металлов были найдены 2 альтернативы: стеклянные пробки (красиво, но дорого) или завинчивающиеся крышки (не так красиво, но дешево). Австрийцы уже несколько лет успешно используют оба варианта. Но дорогие вина из Франции и Италии и завинчивающимися крышками ты и в будущем не найдешь на полках винных магазинов.
Вино — как жидкое блюдо.
Когда окультуровавшиеся наши отдыхают, скажем, в Италии, местные задаются вопросом: почему мы так много пьем? Тем более когда на столе уже ничего не осталось. Просто для многих итальянцев, да и французов, вино — это в первую очередь сопровождение к еде. Посему многим винам лучше не давать шанс встречаться с нашими носами и желудками: некоторые из них сами по себе, без пищи, покажутся слишком насыщенными танинами, некоторые слишком кислыми. Именно жиры и белки, а также специи с интенсивным ароматом смягчают вкус и позволяют некоторым винам быть именно тем, чем они являются, — кормовой добавкой.
Пить? как минимум это красиво.
Выдержанное вино не употребляют из граненного стакана. Ему нужен подходящий бокал. Мы же хотим увидеть его цвет, насладиться его оттенками. И еще, мы хотим уловить все его уникальные ароматы, чему способствует определенная форма бокала для каждого типа вина. Ну и, согласись, пить красивое, утонченное вино из аналогичного бокала — логично и эстетично.
Бочка не всегда дает нужный вкус.
В последние годы для многих виноделов созревание вина в дубовых бочках стало универсальным оружием в борьбе за покупателя: благодаря такому методу хранения их продукция поднимается на существенно новый уровень качества. Только вот вкус многих вин перегружен танинами и ароматом бочки. Вино должно играть с бочкой, а не наоборот. Чтобы вино сохранило уникальность, часто идеальным вариантом оказываются стальные емкости.
Дороже — не значит лучше.
Вино может быть роскошью, промышленным товаром или результатом деятельности маленькой винодельни. Иногда всем и сразу. Разумеется, качество имеет свою цену. Но не стоит слишком впечатляться красноречивой рекламой, громкими именами и высокой ценой: с большой долей вероятности в пределах 300 рублей ты удовлетворишь потребности. Ведь единственный показатель — вкус. Причем не производителя, а твой лично.
Выбирай регионы поближе.
Когда говорят о Новом Свете, подразумевают Новую Зеландию, США, Чили и Южную Африку. Они не обладают многолетними традициями виноделия, как, скажем, Франция или Италия. Некоторые тамошние виноделы предлагают отличные вина, и, конечно, их надо пробовать, но расходы на транспортировку и затраченную энергию порой очень высоки. В Европе растет много сортов винограда. И среди них найдется куча неиспробованных тобой.