К сожалению, опыт тесного взаимодействия между СССР и Вьетнамом в 1960-80 годы, когда в стране служили сотни наших военных специалистов, а в СССР обучались и работали тысячи вьетнамцев, уже основательно подзабыт, мало что может дать в плане понимания национального менталитета.
Советские специалисты находились во Вьетнаме в военное время, в условиях строгой секретности, а вьетнамцы в СССР проживали замкнутыми сообществами и мало общались с советскими гражданами. Поэтому знакомство нашим туристам лучше начинать с «чистого листа», с самых общих представлений.
Вьетнамцев, или вьетов, как называют этот народ большинство жителей планеты и сами коренные жители Вьетнама, более 75 млн. человек.
Вьетнамский язык считается одним из самых сложных в мире, что признают побывавшие в стране многие туристы разных национальностей, безуспешно пытавшиеся выучить хотя бы несколько фраз для общения с местными жителями.
Основная сложность в том, что вьетнамский язык — тоновый, в зависимости от тональности может полностью меняться смысл сказанного.
На вопрос об основной религии вьетнамцев ответить трудно. В городах (особенно в Сайгоне-Хошимине) можно увидеть множество буддийских, католических (дань французскому колониальному прошлому) культовых зданий и сооружений, протестантские церкви и мечети.
Но статистика гласит, что более 80% вьетнамцев считают себя атеистами или последователями традиционных местных культов и верований. Тем не менее, во время религиозных праздников храмы разных конфессий бывают переполнены.
Вся история Вьетнама — это история борьбы с различными попытками завоеваний. В ХХ веке страна фактически находилась в состоянии войны 35 лет — с французами, американцами, китайцами.
Постоянное сопротивление внешней угрозе не сделало вьетнамцев озлобленными ксенофобами, но способствовало выработке твёрдого национального характера, сплочённости и взаимовыручки. Эти качества проявляются и на бытовом уровне — вы не увидите на улицах шумных скандалов, откровенной грубости.
Зато можно увидеть, как случайные прохожие дружно защищают слабого или помогают попавшему в затруднительную ситуацию. Откровенной нищеты, голода нет, всегда находится тот, кто поможет. При этом жаловаться на судьбу, неблагоприятные обстоятельства и житейские трудности здесь не принято.
Отношение к пожилым людям подчёркнуто уважительное, и это не только вежливость — вьетнамские старики до самой смерти живут в семьях детей и внуков.
Возможно, поэтому во Вьетнаме так много долгожителей. Семьи у вьетнамцев очень крепкие, разводы — большая редкость, хотя никаких официальных или религиозных запретов на расторжение брака не существует.
Отношение к иностранцам тоже доброжелательное, но при этом сдержанное. С вами пообщаются с улыбкой, но навязчиво предлагать что-либо, как это принято в некоторых других азиатских странах, не будут.
Спорить и выяснять отношения тоже не будут. Если вьетнамец почувствует, что вы пытаться оказывать на него давление, навязывать свою волю, он просто прекратит общение. Что, впрочем, не помешает ему при следующей встрече быть дружелюбным и улыбчивым.
Это, пожалуй, и есть главная черта вьетнамского характера — сдержанная доброжелательность.