СПАМ – с чем его едят?

Для начала определимся, что это такое. СПАМом можно назвать любую информацию рекламного характера (в большинстве случаев), присылаемую вам на ваш электронный почтовый адрес, ваш месенджер или мобильный телефон (SMS) без вашего на то согласие и без возможности от него отказаться. Также, СПАМом можно назвать постинг рекламных сообщений на веб-проектах и их сервисах: гостевых книг, блогов, форумов, комментариев и т.п.

В наши дни, в эру высоких технологий и простых решений, СПАМеры (так называемые лица, производящие эту рассылку и постинг), уже не ограничиваются «классическими методами» и прибегают к более изощрённым, не давая нам спокойно жить в Сети.

Термин «SPAM», известный сегодня каждому пользователю Интернет, впервые вошел в обиход еще в 1936 году. Поначалу эта аббревиатура была кратким названием бренда, выпускающего свиной фарш (SPAM – SPiced hAM).

А назойливую рекламу стали называть СПАМом после выхода в свет сатирической телевизионной постановки в исполнении английской комедийной группы Монти Пайтон в 1969 году. Главные герои сериала – семейная пара, посетители кафе при ознакомлении с меню замечают, что во всех блюдах заведения содержится «SPAM», а в некоторых даже

по несколько раз. Главный герой сериала просит блюдо без «SPAM», на что официантка предлагает ему блюдо, где содержится «небольшое количество SPAM’a». Семейная пара возмущается, а за соседним столиком викинги начинают петь хвалебную песню «SPAM’у», после чего действие погружается в хаос, а главные герои кричат, что ненавидят «SPAM». Позже даже в титрах упоминается слово «SPAM». В общей сложности в этом сатирическом сериале слово «SPAM» упоминалось более ста раз.

Есть и другая версия, в соответствии с которой слово «SPAM» вызывает ассоциации навязчивой рекламы. После окончания второй мировой войны, компания «Hormel Foods» вынуждена была как можно скорее распродать огромные запасы мясных консервов, которые поставлялись для американских солдат. В связи с этим, была проведена рекламная кампания огромных масштабов. Слово «SPAM» бросалось в глаза покупателям буквально на каждом шагу. Во всех магазинах, на бортах автобусов и трамваев, на рекламных щитах и по радио навязывалась реклама «SPAMа». Позже, в 1986 году в конференциях Usenet можно было очень часто встретить сообщения от некоего Дэйва Родеса, который с завидным упорством рекламировал финансовую пирамиду и рассылал сообщения с инструкциями о том, как заработать миллион. Упорство Дэйва Родеса было настолько велико, что участники конференции стали сравнивать его рекламу с рекламной компанией «SPAM’а» от Hormel Foods.

Существует предположение о том, что первую массовую рассылку «SPAMа» в том виде как мы его привыкли видеть провел в 1991 году во время путча Алексей Солдатов (директор компании «Релком»). Он осуществил несанкционированную рассылку писем с обращением Бориса Ельцина всем клиентам своей компании. Через 3 года после этого случая юридическая компания в Аризоне провела маркетинговую кампанию. Лоренс Кантер в надежде привлечь новых клиентов к своей юридической компании написал Perl-скрипт, с помощью которого онлайновые службы сообщений наполнились рекламой компании «Canter&Siegel», которой он владел со своей женой Мартой Сигел. Позже Кантер заявлял, что его рекламная кампания принесла от $100 до $200 тысяч долларов прибыли.

 

Спустя десять лет после этих событий, пользователи сети Интернет стали употреблять слово «Спам» для описания навязчивого сервиса и нежелательных рассылок, которые на сегодняшний день достигли характера настоящей эпидемии. Сегодня спам уже не вызывает такого раздражения у пользователей, как прежде. Раздражение сменилось озадаченностью, поскольку до сих пор не существует достаточно эффективного средства для борьбы со спамом. Несмотря на активную борьбу с этим явлением, спам продолжает распространяться. Он давно превратился в достаточно прибыльный бизнес для тех, кто занимается подобного рода рекламными рассылками, несмотря на ухищрения администраторов серверов и, не обращая внимания на запреты на уровне законодательства.

 

В то время как остальной мир законопослушных пользователей несет убытки, тратит свое время, сетевые ресурсы и деньги, спамеры неплохо зарабатывают. По данным аналитической фирмы «Basex» в результате спамерских атак мировая общественность несет убытки в размере $20 млрд в год. С каждым годом ухищрения и тактика спам-рассылок усложняется. Спамеры используют такое программное обеспечение для своих рассылок, по сравнению с которым первый perl-скрипт Кантера, является детской забавой. Удивительно, но пользователи сами отвечают на сообщения от спамеров, поддерживая всю эту систему на плаву. Даже сейчас активные и хорошо известные спамеры ухищряются зарабатывать на этом виде недобросовестной рекламы. Нигерийские спамеры обманывают с каждым днем все больше людей, несмотря на то, что всем известные истории об рассылке, посредством которой узнают банковские данные пользователей и воруют деньги с их счетов. Сегодня спам-рассылки невероятно дешевы и эффективны, поэтому преступники ухищряются обманывать много тысяч людей.

 

С появлением программ, препятствующих спам-рассылкам, многие пользователи страдают от результатов их работы. Дело в том, что очень часто такая программа, стремясь отфильтровать нежелательную почту, заносит в стоп-лист и письма пользователей, не имеющих отношение к спаму. Многие люди предпочитают телефон Интернету, если речь идет о решении какого-либо важного дела, поскольку электронные письма могут быть не прочитаны из-за фильтрации сообщений на почтовых серверах.

 

Безудержному распространению спама способствует не только сегодняшняя дешевизна интернет-трафика, скорость и объемы пересылаемой информации. Сама сеть Интернет стала намного более коммерческой по сравнению с тем, какой она была во времена появления первого скрипта Кантера. С тех времен Интернет стал коммерческой сетью, а не государственной, как в первые годы своего существования. Поэтому федеральные законы все в меньшей степени воздействуют на злоумышленников. Сами пользователи теперь относятся к спаму как к само собой разумеющемуся явлению. Конечно, почти каждый пользователь убежден, что сеть Интернет будет намного лучше без спама. Но все привыкли к подобным рассылкам из-за их постоянного и масштабного воздействия, от которого практически невозможно защититься.

 

Рассылкам спама способствует и снижение стоимости за услуги Интернет. Например, еще 10 лет назад безлимитный тарифный пакет был большой редкостью. Сегодня же практически у любого пользователя нет ограничений по времени использования сети и потреблению трафика. Теперь даже один спамер с легкостью рассылает миллионы сообщений в день в надежде немного заработать. И если хоть один человек из этого миллиона что-то приобретет благодаря такой рекламе, это уже выгодно. А списки адресов электронной почты и номеров ICQ могут стоить всего пару центов за единицу.

 

Как говорилось выше, «ремесло» спамеров не стоит на месте. Поэтому, с каждым днём мы видим всё больше «не нужных» писем в своём почтовом ящике, больше рекламных сообщений в сервисах мгновенных сообщений и SMS, а также телефонных звонках роботов или людей, предлагающих ту или иную услугу или товар.