Мы живём в удивительном мире, в котором то, что часто описывается писателями-фантастами приходит в реальный мир. Однако там, где у фантастов все было гладко и удачно в реальности начинаются трудности. Эта статья – о появившейся в недалёком прошлом возможности регистрировать доменные имена в кириллице, сомнительных плюсах и откровенных минусах этого нововведения как для вебмастера, так и для пользователя.
Обратим внимание на то, откуда это добро появилось и как распространилось за последнее время. Итак, сначала возможность регистрировать доменные имена вида НАЗВАНИЕ.РФ появилась в RU-нете, после чего плавно переползла в Украину и Казахстан. Сейчас в нашей стране уже полным ходом идут работы по сбору документов для согласования всех вопросов относительно доменного пространства казахстанского сегмента Интернета в кириллической кодировке с поддержкой букв казахского языка.
Если говорить простым языком, т.е. не официально, то в действиях Казахстана относительно доменных имён в кириллице можно расценивать исключительно как подражание старшим братьям по принципу «почему у них есть, а у нас нет», поскольку никакого вклада в развитие КазНета данное нововведение не принесёт. Однако не только для развития Казахстанского сегмента сети Интернет необходимость появления возможности использования доменных имён на родном языке сомнительна. Давайте трезво оценим ситуацию.
Если верить заявлениям в официальных СМИ, то доменные имена в кириллице «регистрируются на будущее». На то время, когда их использование станет общедоступным, оправданным, простым (почему-то так и просится на язык добавить «возможным»). Получается, мало того, что доменные имена с неанглоязычными именами стоят на порядок дороже, мы и использовать их полноценно не сможем.
Давайте постараемся найти положительные стороны в использовании доменных имён на родном языке. Простота запоминания? Сомнительно. Правильно придуманное название доменного имени будет одинаково хорошо запоминаться как в русскоязычном, так и в англоязычном варианте. Но при этом возникает ряд вопросов, например:
- Что делать тем, кто пожелает посетить сайт с русскоязычным (или другим отличным от английского языка) доменным именем, не имея никакой кроме английской раскладки клавиатуры?
- Если вы диктуете адрес кому-то – придётся говорить, в какой раскладке набирать. Сомнительное удобство – не находите?
Вопросов таких можно привести огромное множество, и при том, что на некоторые из них ответы будут не очень приятными, а на некоторые – и вовсе найти не получится. Но, не смотря на это популярность использования доменов на родном языке растёт, и на момент написания этой статьи уже в одной только зоне *.РФ зарегистрировано более 800 тысяч доменных имён!
По словам Дмитрия Медведева, более 40 миллионов человек сейчас уже являются пользователями и сетевиками рунета, именно для них будут интересны Интернет-адреса на русском языке. Что касается прогнозов специалистов, то предполагается в первую очередь использование доменных имён в зоне .РФ с рекламными целями. Ведь отдельные слова, а то и целые фразы, написанные на родном для посетителя языке, легко будут прочитаны, и моментально восприняты русскоязычными пользователями и поисковыми системами.
И только у реалистов, у тех, кто хоть немножко разбирается в программировании, возникает резонный вопрос «зачем всё это?», «что нам дадут все эти понты кроме проблем?». Единственный аргумент в пользу доменных имён на русском языке, с которым трудно спорить, можно назвать «а почему бы и нет? Чем мы хуже американцев, у которых доменные имена на их родном языке? Мы ведь тоже можем!». Да, спорить трудно, согласитесь, можем. Но «Зачем?». Ответа нет. Почему то можем мы всё что угодно, но тянет нас не к тому, чем действительно следует заняться, а к «понтам», польза от которых исключительно иллюзорна.
Кто-то может заметить: «портал FREEWAY .KZ просто тихой ненавистью ненавидит нововведения, он сидит на одном месте и не открыт ничему новому, все его доводы, как он говорит выше о кириллических доменах «иллюзорны»». Если так – давайте обратимся к фактам, мы вас с радостью ознакомим с частью проблем, с которыми придётся столкнуться, если нас так тянет к доменным именам на кириллице.
Итак, старые версии всеми известного браузера IE (Internet Explorer), который лидирует по количеству пользователей, просто выдадут вам ошибку, когда вы «отправите его» по ссылке с кириллическим доменом. Конечно, всегда остаётся вариант вернуться к ссылкам вида xn—66-5cdbl9ahbfq0fpf, но резонно спросить – простите, где же здесь удобство?
Результаты тестирования показывают приятный факт – такие браузеры как Firefox, Google Chrome, Safari, Opera без проблем работают с доменными именами на кириллице, и даже адекватно отображают адреса в адресной строчке после перехода на сайт, что же касается «всеми любимого» IE, то нормальная поддержка кириллических ссылок возможна только в последних версиях. Но если копнуть глубже, то волей-неволей вспоминаешь, что большинство прикладных пакетов, таких как тот самый FAR, и другие подобные программы просто не «поймут» пользователя который решил написать адрес сайта с русскоязычным доменом. Аналогично в замешательство придут и многие веб-системы анализа и статистики. Некоторые продукты, которые пользуются популярностью среди пользователей сети Интернет, не смогут работать даже с адресами вида «xn—66-5cdbl9ahbfq0fpf». А использование русских букв в пути адреса в Java-скрипте или CSS и вовсе недопустимо.
Вы можете резонно заметить, что перечисленные неудобства – лишь мелкие проблемы, с которыми мы встречаемся, задумав любое нововведение. Но не следует забывать о том, что многие программные продукты создаются далеко за пределами стран СНГ. И если уж многие из них с трудом работают с кодировкой windows-1251, то сколько времени понадобится на то, чтобы они «научились» работать с русскими URL?
В общем понты понтами, нововведения нововведениями, а картина в целом грустная, и покупать руководствуясь принципами: «это новое, а значит круто», «а вдруг когда-то пригодится)?!», «ну, потом продам подороже» – как-то глупо. Тем более, что стоимость этого «удовольствия» будет на порядок дороже обычных доменов, которые, кстати, итак не блещут своей дешевизной…