О висячем мосте «Золотые ворота» сложены стихи, о нём написаны песни, его можно видеть в многих фильмах. И это не удивительно — ведь он по праву может называться одним из наиболее величественных и восхитительных сооружений в мире, которое способное поразить своим видом любого.
Как известно, Золотые ворота (Golden Gate) — это пролив, который соединяет бухту Сан-Франциско, находящуюся у западного побережья США, с Тихим океаном. Строительству через него моста препятствовали естественные трудности, ведь ширина пролива колеблется в пределах 1.5-3 км, а длина составляет 8 км. Но как бы там ни было, мост был построен в 1937 году, и имеет протяженность более 2.7 километра. Поражает и длинна главного подвесного пролета — она составляет 1281 м, и высотой вертикального просвета посередине пролета, составляющей 66 метров, и высотой главных опор, вырастающих на 230 метра. В начале 80-х мост был несколько модернизирован: его настил был заменен на конструкцию из более прочной и легкой стали, покрытой асфальтом. Это позволило уменьшить массу моста на 12300, и теперь она составляет 894500 тонн. Появление моста, позволило соединить форты северного берега пролива с расположенным на южном берегу городом Сан-Франциско.
Средства, затраченные на строительство моста, было решено вернуть путем взимания оплаты за проезд по нему. А ведь когда-то он мог стать «Мостом, который невозможно построить». Впрочем, история его появления необычна и интересна, а потому давайте ознакомимся с ней поближе. В середине восемнадцатого века, по прошествии почти трех столетий после того как Колумб открыл Америку, испанскими мореплавателями был открыт огромный залив, на одном из берегов которого располагалось маленькое поселение монахов-францисканцев, которому со временем суждено было превратиться в один из прекраснейших городов мира — Сан-Франциско.
Итак, в далеком 1864 году капитан одного из суден инженерно-топографической экспедиции проводимой Американской армией, еще не подозревая то, насколько символическим станет название, которое он дал заливу, позволяющему попасть в Сан-Франциско из Тихого океана. Да, он назвал его «Золотыми Воротами». Он, конечно же, давал название по аналогии с уже известным проливом Босфор — Золотой Рог. Но, так или иначе, прошло не так много времени, и пыльные улицы Сан-Франциско огласились криками плотника Джеймса Маршалла, который несся по ним со сверкающим золотым слитком в руках и неистово кричал о том, что нашел золото на американской речке. Находка его была случайной — он хотел построить лесопилку, но изменила она судьбу поселения и его жителей раз и навсегда. За короткий период не более двух месяцев оно превратилось в настоящий муравейник. Что касается пролива, который корабли из-за сложных погодных условий не стремились помещать до этого, то он буквально заполнился судами всех типов и размеров, в том числе и большим количеством шхун перевозивших людей с востока страны, которые мечтали озолотиться в этих местах.
Таким образом, Сан-Франциско в один момент влился ряды крупнейших мировых портов, и каждый день принимал более 700 кораблей. А корабли эти к слову были ненавистны важному герою нашей истории — Джошуа Нортону, приплывшему в город через 12 месяцев после открытия приисков, и успел сделать огромное состояние, которое вскоре и потерял, как и разум. Он был предприимчивым человеком, и склонялся к мысли, что «деньги должны работать», а потому принял решение увеличить свои доходы, скупив весь прибывающий в город рис с целью последующей его перепродажи по более высокой цене. Судьба была к нему сурова — все три огромных снизу доверху заполненных тюками с рисом корабля пошли ко дну прямо в проливе. Именно это и стало причиной присоединения Нортона к числу пострадавших от золотой лихорадки городских сумасшедших. И вот, собрав оставшиеся деньги в 1859 году, Джошуа Нортон печатает в газете «Сан-Франциско Бюллетень» прокламацию, в которой от своего имени, а именно от имени «Императора всей Америки» велел возвести подвесной мост через весь пролив.
Идея эта, надо сказать потрясла и удивила горожан, и, возможно через некоторое время о ней бы благополучно забыли, если бы не Джеймс Уилкинс, который в 1916 работал в этой же газете. Как это присуще всем журналистам, Уилкинс был импульсивен, нетерпелив, привыкший к сенсациям и срочным сообщениям, и ратовавший на прогресс. Итак, однажды опаздывая на работу, во время переправы через пролив на забитом людьми и машинами пароме, он вспомнил об идее Нортона. Результат не заставил себя ждать – через пару дней в газетах появилась статья с будоражащим фантазию названием «Подвесной мост, построенный через Золотые ворота, будет самым большим мостом в мире!». Конечно же, он подкреплял свои слова пафосными воспоминаниями и замечаниями о том, что «мы не раз доказывали свои возможности, и ведь именно мы 10 лет назад восстановили свой город после страшного землетрясения буквально из руин». Статья была услышала, и помог в этом не только стиль, полностью соответствующий духу того времени, но и зарождающаяся вера в Американскую Мечту.
Прошло не так уж много времени, и главным архитектором Сан-Франциско были назначены три инженера для проведения всех необходимых исследований. Согласно легенды, Джозеф Страус, который был одним из трех инженеров в свое время торжественно поклялся в том, что прославит себя, построив наиболее величественные мосты по всему миру. И он воплотил свои слова в реальность, построив более 400 мостов по всему миру. В 1929 году он был назначен главным инженером, на плечи которого легла ответственность за возведение моста «Золотые ворота».
Не смотря на то, что происходило это во время зарождения в Америке Великой Депрессии, проект, который едва не вошел в историю как «Мост, который не можно построить». Он был воплощен в жизнь, только благодаря итальянскому иммигранту Амадео Петер Джаннини, которому в 1906 году посчастливилось спасти все свои деньги и ценности из банка. Тем самым он получил возможность восстановить работу банка, и сделать его крупнейшей финансовой корпорацией во всей стране. Вера Джаннини в Американскую мечту сделала свое дело, провозгласив: «Городу нужен этот мост, и мы найдем деньги!» он воплотил эти слова в реальность.
К строительству приступили 5 января 1933 года, и продолжалось оно более четырех лет. Для него были изготовлены самые высокие по всему миру башни-опоры, составляющие 228 метров в высоту, использованы самые длинные тросы из стали, которые держат пролет моста. Не стоит забывать и о огромнейших подводных пирсах, и конструкции которая позволила создать самый длинный пролет между башнями в 1280 метров на высоте 67 метров над уровнем воды.
Что уж там говорить, мост с легкостью выдерживает напоры ветра в проливе, достигающие 96 километрам в час, и давление потоков вод океанских вод, несущихся со скоростью до 150 км в час. Наиболее сложным испытанием, которое впрочем, было достойно пройдено мостом, был шторм в 1951 году. Он сумел выдержать и порывы ветра, достигавшие 130 километров в час, и буйство водной стихии. И при этом серьезных повреждений шторм вызвать не смог, лишь основной пролет по вертикали отклонился на 2 метра и по горизонтали на 8 метров. Это — не что иное, как доказательство мастерства инженера Джозефа Строусса, архитектора Мрвинга Морроу и Чарльза Альтона Эллиса, который проводил все математические вычисления.
Цвет моста — «красное золото» — великолепно вписывается в окружающий его пейзаж, ведь даже когда пролив и мост окутаны туманом, оранжевые мачты или их верхушки всегда призывно манят из мрачной серой пелены. Таким образом, 27 мая в 1937 году мост «Золотые ворота» был открыт для пешеходов, которые могли наслаждаться его величием на протяжении всех 12 часов. Причем интересно заметить, что один маленький мальчик-бойскаут перед открытием провел всю ночь перед пропускной будкой, чтобы утром первым ступить на рукотворную твердь, величественно соединяющую огромный пролив.
На следующий день президент Рузвельт разрешил въехать на мост и первым автомобилям, после чего фиеста продолжалась еще неделю. Была выбрана королева моста, которую сопровождал Роберт Тэйлор, сочинено бесчисленное множество стихов и песен, устроено костюмированных представлений, проведено мершей и парусных гонок под мостом. Появление моста стало настоящим праздником, причем не только для Сан-Франциско, но и для всего мира. Ведь сейчас мы можем насладиться конструкцией, которая бесспорно заслуживает называться одним из чудес света, которое не только впечатляет нас своей красотой, но и стало незаменимым, важнейшим звеном транспортной системы штата.